Анализ деятельности террористических организаций и группировок показывает тенденцию эффективного использования ими для совершения терактов движущихся транспортных средств.
Начиненный взрывчатыми веществами автомобиль может преодолеть легкие, недостаточно проработанные с инженерной точки зрения заградительные устройства и достичь объектовую цель.
Данная модель террористического акта только на территории России, начиная с 2000г., унесла несколько сотен человеческих жизней и нанесла огромный материальный ущерб.
Одним из способов противостоять данной угрозе является установка надежного физического препятствия на пути прорыва колесного транспорта или железнодорожного движущегося средства.
Противотаранные устройства шлагбаумного типа
При прорыве террористов на охраняемый объект первыми принимают на себя удар установленные средства физической защиты и охрана. От того насколько правильно при проектировании подобраны и интегрированы в общую систему контроля и управления доступом физические заградительные средства и барьеры, настолько эффективно будет решена задача обнаружения, предотвращения попытки прорыва террористического транспортного средства и локализация нарушителя.
Какие дорожные заградительные устройства представлены на отечественном рынке? Как работают? Чем отличаются?
В данном случае мы рассматриваем дорожные заградительные устройства для принудительной остановки несанкционированных транспортных средств. Таковыми являются противотаранные устройства (ПТУ).Представленные на Российском рынке ПТУ можно разделить на две группы – это стационарные и мобильные.
Мобильные устройства по своему назначению характеризуются быстрой доставкой, сборкой, установкой на требуемую ширину проезда. Они должны воспринимать достаточно большую нагрузку и быть способными к остановке транспортного средства на дистанции в несколько метров. Они более легкие, не требуют подводки электропитания и обеспечивают остановку автомобиля без сильных разрушений, возгораний и не создают реальную угрозу жизни водителя–террориста или группы. То есть прорвавшаяся на определенную глубину с помощью автомобиля группа террористов хоть и лишена средств передвижения, способна продолжить операцию. В этом случае обязательны дополнительные оперативные действия охраны по локализации террористов.
Стационарные противотаранные устройства можно разделить на барьеры:
– шлагбаумного типа;
– дорожные блокираторы (покаты);
– выдвижные противотаранные столбы (болларды);
– ворота противотаранные.
Каждый из вышеперечисленных противотаранных устройств рассчитан на противостояние различным ударным нагрузкам и имеет положительные и отрицательные стороны. Все они относятся к управляемым средствам. Управление может осуществляться дистанционно как со стационарного поста (КПП), так и с брелка, по радиоканалу.
Рассмотрим противотаранные устройства шлагбаумного типа.
Принцип действия противотаранного шлагбаумного устройства заключен в быстром перекрытии проезжей части дороги перемещающейся стрелой барьера. Перемещение стрелы барьера может осуществляться как в вертикальной плоскости подъем–опускание, так и в горизонтальной. Недостатком перемещения стрелы в горизонтальной плоскости является увеличение охраняемой зоны. Общим недостатком устройств шлагбаумного типа является то, что они преграждают путь только перемещающемуся колесному транспорту. Для пеших террористов оно не является преградой для преодоления и захвата его с целью открытия. Поэтому шлагбаумное противотаранное устройство должно постоянно находиться в зоне контроля охраны. Направленная на ПТУ ударная энергия воспринимается и полностью гасится стрелой барьера и опорной наземной металлической конструкцией, жестко связанной с рассчитанным железобетонным фундаментом, находящемся ниже дорожного покрытия. Устройство фундамента может быть двух исполнений. Это с разделенными опорными (более мощными) тумбами, или тумбами связанными единым армированным поясом. В первом случае отсутствует необходимость вскрытия дорожного полотна. Преимуществом второго является более гарантированная эксплуатационная и прочностная надежность.
Следующими в предложенной классификации стационарных ПТУ выделены дорожные блокираторы. Конструктивно дорожные блокираторы представляют собой металлическую конструкцию, котороя поднимается и фиксируется под определенным углом над поверхностью дорожного полотна. Дорожные блокираторы, как и противотаранные шлагбаумы являются преградой на пути прорыва только транспортных средств. Поэтому при их использовании необходимо обеспечить те же требования к охраняемой зоне, какие применяются при оборудовании дорожных проездов шлагбаумными устройствами. Модели дорожных блокираторов отличаются между собой по величине воспринимаемой ударной нагрузки и по способам производства монтажных работ. Монтаж и установка некоторых моделей дорожных блокираторов производится без вскрытия дорожного полотна.
Основным отличием от шлагбаумных устройств является высота выдвижения дорожных блокираторов над уровнем дорожного полотна. Основная масса, представленных на рынке дорожных блокираторов имеет высоту выдвижения не более 0,6 м, поэтому удар при остановке транспортного средства приходится на колесную пару и подвеску автомобиля. При этом рама с груженой кузовной частью может несколько метров продолжать движение и повредить дополнительные охранные устройства, например, ворота. Шлагбаумы же, имеющие высоту от 0,8 м и выше, воспринимают таранный удар рамы автомобиля, что существенно сокращает длину перемещения разрушенных частей транспортного средства. Еще одним недостатком эффективности дорожных блокираторов рабочей высотой до 0,35 м является возможность их преодоления высококолесным транспортом. Привод дорожных блокираторов мало отличается от шлагбаумных устройств. Может быть как электромеханическим, так и гидравлическим. Существует вариант пневмопривода.
Выдвижные противотаранные столбы (болларды) также относятся к группе дорожных блокираторов. Если дорожные блокираторы полностью перекрывают дорожное полотно, то болларды монтируются на расстоянии не более 1,5 м друг от друга. Конструктивно боллард представляет собой выдвигающийся над поверхностью дорожного полотна металлический столб, изготовленный из толстостенной трубы. Диаметр столба и толщина стенки закладываются в конструкцию в зависимости от назначения и воспринимаемой нагрузки. Монтаж боллардов производится с обязательным вскрытием дорожного полотна. Под дорожным полотном расположена бетонная конструкция с базовым боксом для опускания болларда при открытии проезда. Для подъема болларда над дорогой могут применяться электромеханические, гидравлические, пневматические приводы или при сравнительно небольшой массе (до 100кг) – газовые поршневые амортизаторы.
Одним из достоинств применения выдвижных столбов является возможность перекрытия ими от прорыва террористического транспорта наземных пешеходных зон и площадей, граничащих с административными зданиями или отелями. Они имеют хорошо продуманный эстетический вид.
Общим недостатком как дорожных блокираторов, так и столбов безопасности является постоянное эксплуатационное обслуживание их в осенний, весенний и зимний период. Это очистка от грязи, снежной каши и оледенения мест контакта с дорожным полотном. В большинстве случаев необходим монтаж дренажной системы и система обогрева.
Противотаранные ворота отличаются от вышеперечисленных прежде всего тем, что несут в себе две важные основные функции. Они не только останавливают движущееся колесное средство, но и являются серьезным физическим препятствием на пути пеших нарушителей. Противотаранная силовая часть, останавливающая транспорт, расположена в нижней части створки ворот и воспринимает ударную нагрузку рамы автомобиля. Верхняя часть створки ворот сдерживает энерционно перемещающуюся надрамную часть. Противотаранные ворота более металлоемкие, чем другие средства, требуют более высоких затрат на монтажные, пусконаладочные и эксплуатационные расходы. Конструктивно продуманные, выдерживающие серьезные ударные нагрузки ворота могут иметь преимущество в выборе под конкретный объект.
Специфика российских объектов.
Подходы к выбору противотаранных устройств
Специфику Российских объектов с точки зрения выбора и применения противотаранных устройств, как средств физической защиты, можно рассматривать в следующих главных аспектах:- Назначение объекта – категория опасности объекта, последствия совершения террористического акта.
- Инженерная инфраструктура объекта – протяженность, подъездные пути, виды транспортных магистралей, количество автомобильных и железнодорожных проездов.
- Климатические условия.
Необходимо понимать опасность и масштабы последствий в случае невыполнения выбранным средством своего назначения и как следствие – совершение террористического акта.
Из этого следует, что по опасности объекта и последствий свершения теракта основной задачей является защита в первую очередь атомных объектов, объектов нефтегазового комплекса, военных объектов, химических объектов.
Данные объекты в своем большинстве имеют достаточно протяженные периметры с несколькими подъездными автомобильными и железнодорожными путями. При таранном прорыве на такие объекты наиболее вероятно использование высококолесного, тяжелого автотранспорта. Средством для прорыва могут служить автомобили: ЗИЛ, УРАЛ, КАМАЗ, КРАЗ, развивающие скорость свыше 80 км/час, снаряженной массой более 8 т, максимальной массой до 25 т и с дорожным просветом от 360 до 400 мм. Исходя из этого выбранные противотаранные средства должны выдерживать и полностью гасить ударную энергию транспортного средства. Сопротивление удару наиболее эффективно в направлении рамы автомобиля, то есть высота барьера над уровнем дорожного полотна должна быть не менее 0,8 м.
Для решения задач по блокированию прорыва террористического транспорта необходимо оперативно выполнить два действия. Первое – определить принадлежность транспорта (санкционированный или несанкционированный). Второе – своевременно привести в действие противотаранное средство, если оно находилось в пассивном состоянии. Например, при приближении несанкционированного транспортного средства со скоростью только 40 км/час, оно за 5 сек проезжает расстояние около 55 м. То есть противотаранное устройство должно быть приведено в действие быстрее чем за 5 сек при нахождении автомобиля на расстоянии не ближе 55 м. Для этого в противотаранный комплекс вводятся предварительно установленные средства, принуждающие к снижению скорости приближающегося транспорта. Таковыми могут быть как широкоприменяемые традиционные средства, так и новые эффективные средства. К традиционным относятся ,например, бетонные блоки, расставленные в шахматном порядке и создающие движение змейкой, а также ряд лежачих полицейских или шипованные ленты. В более современных заложены принципы дистанционного воздействия как на автомобиль, так и на водителя, это – лазерные, пиротехнические светозвуковые средства, микроволновые излучатели и т.д.
Очень важную роль в выборе противотаранного устройства играют климатические условия эксплуатации. Как показывает практика многие образцы не выдерживают эксплуатации в суровых климатических условиях России: обильные снегопады и дожди, пыльные бури, температура от минус 50 до плюс 60º С с резкими перепадами в осенне и весенне–зимние периоды, грунтовые воды. В основном это изделия зарубежного производства с недостаточным для российских объектов температурным диапазоном и защитой от внешних погодных факторов. На установку надежного заградительного барьера затрачиваются немалые денежные средства, поэтому изделие должно быть рассчитано на гарантированную многолетнюю эксплуатацию в сложных климатических условиях.